Звучащая живопись Кандинского
«Цвет — это клавиша, глаз — молоточек,
душа — многострунный рояль»
В.В. Кандинский
Василий Кандинский — русский художник, теоретик искусства, поэт, неутомимый исследователь-этнограф, основоположник абстрактного искусства. Творчество Кандинского очень разнообразно, а картины не похожи друг на друга ни по стилю, ни по содержанию. В его работах можно найти сказочные мотивы, пейзажи и геометрические формы.
Кандинский утверждал, что любая картина обладает особой вибрацией, и главная задача художника — донести эту вибрацию до зрителя. Когда вы подходите к картине, она должна резонировать с вами, независимо от того, нравится она вам или вызывает неприязнь, понимаете вы её или нет, — главное, чтобы она не оставила вас равнодушным. Кандинский считал очень важным сочетание различных форм, пятен, потому что они имеют вполне конкретные ассоциации для человека. Сам художник обладал так называемым цветным слухом: он считал, что цвета способны звучать, и картины для него звучали. В его ассоциативном ряду жёлтый цвет, например, относился к высокому регистру, а глубокий фиолетовый соответствовал низкому.
Живопись вообще, и абстрактная живопись Василия Кандинского, в частности, способна погрузить детей в волшебный мир чувств, красок, фантазий, заставить их творчески мыслить и фантазировать.
Удивительно, но абстрактная живопись вполне может быть доступной и понятной детям старшего дошкольного возраста. Цикл занятий по развитию восприятия цвета с помощью музыки, проведенных нами в подготовительной группе, только подтверждает эту мысль.
9 февраля на комплексном занятии по рисованию и музыке дети подготовительной группы совершили воображаемое путешествие в мир абстрактных картин Василия Кандинского:
— 1 картина «Вокруг линии, 1943»:
Картина принадлежит к группе полихромных абстрактных полотен, в которой Кандинский изобразил зооморфные фигуры, отдаленно напоминающие экзотических птиц и рыб, но весьма непохожие на реальных животных. Ребятам удалось понять смысл работы художника - некий фантастический танец космических существ вокруг белой линии. В танцевальной импровизации под этническую музыку дети показали, как двигаются эти существа.
— 2 картина «Композиция 218. Два овала»:
В данной работе прочитываются ассоциации с некой предметной реальностью. Маленькие купола церквей, поля, корабли связывают музыкальное выражение состояния души автора с реальными картинками из жизни, вызвавшими именно такие чувства и эмоции. Анализируя картину, ребята отметили цветовую гамму, которую использовал художник, переплетение и смешение линий, форм, пятен.
После знакомства с творчеством Кандинского, ребята сами попытались создать абстрактные композиции при помощи природного материала и красок. Юные художники рисовали линии соответствующие настроению прослушанного музыкального произведения, путем подбора цвета и линий. Итогом работы в подгруппах стали 2 картины, которым дети сами придумали названия: «Мир острых линий» и «Смешение линий».
Музыкальный руководитель Дубакова Е.В.
Подписаться | Запомнить | Поделиться |
Оставить комментарий
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.